Со следующего года правительство может отменить квотирование ввоза говядины, одновременно введя ввозную пошлину в размере 27,5%. Такие выводы, по мнению аналитиков «Финмаркета», следуют из доклада 1-го заместителя министра сельского хозяйства Е. Фастовой.
Россия регулировала ввоз говядины с помощью квот с 2003 г. Причём квота выбиралась полностью. Таким способом защищался отечественный производитель. С 2014 г. квотировались исторические импортёры, для них пошлина составляла 15% (а для остальных — 50%), но те 410 тыс. т. мороженой говядины, которые им выделялись по квоте, реально не выбирались. По словам главы Национальной мясной ассоциации С. Юшина, это происходило из-за того, что россияне стали меньше потреблять говядину, более доступной для них была курятина и свинина. Свою роль сыграло и сокращение мясоперерабатывающих предприятий, которые импортировали говядину. Импорт же по ставке за пределами квоты был вообще нулевой, между тем, в нулевых годах импорт вне квот составлял 300 тыс. т за год. В настоящее время Россия импортирует говядину из Республики Беларусь, на которую не распространяются ни квоты, ни пошлины. Белорусская говядина составляет 40% всей импортной говядины в РФ. За последние годы квота на ввоз говядины составляла 530 тыс. т, тогда как фактически поставлялось 150 тыс. т. Поэтому Юшин считает, что импортная говядина должна поступать в Россию, но по более высокой пошлине.
Одновременно должен быть продолжен ввоз говядины по нулевой ставке.
В целом же переход к плоской шкале тарифа оценивается Юшиным как верный, однако с его точки зрения, нужно ввести более низкие объёмы льготных квот, до 50-70 тыс. т. Тогда как ожидаемое значение – до 130 тыс. т.
Но даже и в случае снижения объёмов льготного квотирования вряд ли оно поднимет мясной сегмент скотоводства. Проблема здесь в высоких сроках окупаемости проектов, в высоких кредитных ставках, в низком уровне господдержки. Сегодня на мясное скотоводство приходится 20% всего поголовья, тогда как приемлемый уровень рентабельности — от 40%.